Designed & Programmed

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ.

 

АГРЕССИВНОСТЬ (враждебность) поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.

АДАПТАЦИЯприспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки.

АКТИВНОСТЬ понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей.

АССОЦИАЦИЯ соединение, связь психических явлений друг с другом.

АФФЕКТ кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающего в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.

АФФИРМАЦИЯ мыслеформа с отрицательным, разрушающим эмоциональным зарядом.

БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙвнутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т.п.), мешающее человеку успешно выполнить некоторое действие. Часто возникает в деловых и личных взаимоотношениях людей и препятствует установлению между ними открытых и доверительных отношений.

БЕЙСИК-БЕЙСИК самая первая инграмма на траке времени. Обычно возникает вскоре после зачатия в течении первых двух недель беременности.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.

ВЛЕЧЕНИЕ желание, или потребность, что-либо сделать, побуждающее человека к соответствующим действиям.

ВНИМАНИЕ состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте.

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ особенный вид человеческой речевой деятельности, непосредственно связанный с бессознательными, автоматически протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно.

ВООБРАЖЕНИЕ способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

ВОСПРИЯТИЕ процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием общества.

ГЕШТАЛЬТЕРАПИЯ система и процедур психотерапевтического воздействия на человека, основанных на теории гештальпсихологии области психологических исследований, ставящих во главу угла закономерности образования и функционирования целостных структур, исходя из которых объясняются их элементы и связи между ними. Главный принцип Г. безусловное принятие себя, других людей и всего остального мира таким, какие они есть; восприятие и оценка наличного состояния как вполне совершенного, не требующего изменения или улучшения.

ДЕТСТВО период жизни человека, в течении которого в его психике и поведении доминируют так называемые детские черты, отличающие ребенка от взрослого человека. Д. Охватывает период жизни от рождения до примерно младшего юношеского возраста.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.

ДИАНЕТИКА учение о разуме. Слово дианетика означает “посредством разума”. Развернутое понимание этого слова – “то, как разум влияет на тело”. Дианетика это метод управления энергией, из которого состоит жизнь, в целях повышения эффективности организма и духовной деятельности человека.

ЖЕЛАНИЕ состояние актуализированной, т.е. начавшей действовать, потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения.

ЖЕСТ движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние или указывающее на какой-либо объект во внешнем мире.

ИЛЛЮЗИИ феномены восприятия, воображения и памяти, существующие только в голове человека и не соответствующие какому-либо реальному явлению или объекту.

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ черта характера человека, проявляющаяся в его склонности к быстротечным, непродуманным действиям и поступкам.

ИНГРАММА картинка умственного происхождения запись момента боли и бессознательного состояния при действительной или кажущейся угрозе выживанию. Это умственная запись того, что действительно случилось с человеком в прошлом, содержало боль и сопровождалось потерей сознания, которые и записаны в инграмме. И. это полные, вплоть до последней точной подробности записи каждого ощущения, присутствовавшего в момент частичной или полной бессознательности.

ИНТЕРЕС эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению.

ИНТУИЦИЯ способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситауциях,а также предвидеть ход событий.

КАТАРСИС очищение. Психоаналитический термин, обозначающий душевное облегчение, наступающее у человека после сильных эмоциональных переживаний типа аффекта или стресса.

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ одно из современных направлений исследований в психологии, объясняющее поведение человека на основе знаний и изучающее процесс и динамику их формирования.

КОММУНИКАЦИИ контакты, общение, обмен информацией и взаимодействие людей друг с другом.

ЛИЧНОСТЬ понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.

ЛЮБОВЬ высшее духовное чувство человека, богатое разнообразными эмоциональными переживаниями, основанное на благородных чувствах и высокой морали и сопровождаемое готовностью сделать все от себя зависящее для благополучия любимого человека.

МАЗОХИЗМ самоунижение, самоистязание человека, связанное с неудовлетворенностью собой и убежденностью, что причины жизненных неудач находятся в нем самом.

МЕТАБОЛИЗМ обмен веществ, энергии у живых существ.

МИМИКА совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (представляет, обдумывает, припоминает и т.п.)

МОТИВустойчивая внутренняя психологическая причина поведения или поступка человека.

МЫСЛЕФОРМАпредложение или словосочетание внутренней речи, несущие в себе эмоциональный заряд.

МЫШЛЕНИЕ психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.

НАБЛЮДЕНИЕ метод психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств.

НАПРЯЖЕННОСТЬ состояние повышенного физического или психологического возбуждения, сопровождаемого неприятными внутренними чувствами или требующее разрядки.

НАСТРОЕНИЕ эмоциональное состояние человека, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течении длительного времени.

ОБЩЕНИЕобмен информацией между людьми, их взаимодействие.

ОРГАНЫ ЧУВСТВ телесные органы, специально предназначенные для восприятия, переработки и хранения информации. О.ч. включают рецепторы, нервные пути, проводящие возбуждение в мозг и обратно, а также центральные отделы нервной системы человека, перерабатывающие эти возбуждения.

ОЩУЩЕНИЕ элементарный психический процесс, представляющий собой субъективное отражение живым существом в виде психических явлений простейших свойств окружающего мира.

ПАМЯТЬ процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации.

ПЕРЕЖИВАНИЕ ощущение, сопровождаемое эмоциями.

ПРОЕКЦИЯ восприятие собственных психических процессов как свойств внешнего мира в результате бессознательного перенесения на него своих внутренних импульсов и чувств.

РАЗДРАЖИМОСТЬ способность живых организмов биологически целесообразно (с целью самосохранения и развития) реагировать на значимые для их жизни воздействие среды.

РАЗДРАЖИТЕЛЬ любой фактор, воздействующий на организм и способный вызвать в нем какую-либо реакцию.

РЕАКЦИЯ ответ организма на какой-нибудь раздражитель.

РЕФЛЕКС автоматическая ответная реакция организма на действие какого-либо внутреннего или внешнего раздражителя.

РЕЧЬ система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.

СОЗНАНИЕ высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.

СТРЕСС состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.

СХЕМА МЫШЛЕНИЯ система понятий или логика рассуждений, привычно применяемых человеком при встрече с незнакомым объектом или новой задачей.

ТРАК ВРЕМЕНИ промежуток времени жизни человека от зачатия до настоящего времени, в котором последовательно расположены все события его жизни.

УСТАНОВКАготовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы.

УТОМЛЕНИЕ состояние усталости, сопровождаемое пониженной работоспособностью.

ФРУСТРАЦИЯ эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.

ХАРАКТЕР совокупность свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства.

ЭМОЦИИ элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

  1. Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб,1998.
  2. Лоуэн А. Язык тела. Ростов-на-Дону,1998.
  3. Лоуэн А. Биоэнергетика. СПб, 1998.
  4. Хаббард. Дианетика. М.,1995.
  5. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1993.
  6. Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. М., 1996.
  7. Руденский Е.В. Социальная психология. М., 1998.
  8. Немов Р.С. Психология. Том 1. М., 1998.
  9. Немов Р.С. Психология, Том 2. М., 1998.
  10. Иванов А.Ю. Дианетика и целительство. М., 1995.
  11. Никитин В.Н. Психология телесного сознания. М., 1998.
  12. Самошин А.И., Гаврилина С.А. Психология на каждый день. Рязань, 1997.
  13. Закон Мерфи. Минск, 1998.
  14. Козлов Н.И. Истинная правда или учебник для психолога по жизни. М., 1997.
  15. Козлов Н.И. Философские сказки для обдумывающих житье, или веселая книга о свободе и нравственности. М., 1998.
  16. Кузина С. Что в голосе тебе моем?// Комсомольская правда. – 1996. – 18-25 окт. с.7.
  17. Гришин А. Нейролингвистическое программирование.// Техника молодежи. – 1992. - №10; 1993. - №2-9; 1994. - №2.
  18. Саликова Г.Б. Напевая, молодеем!// Вечерняя Рязань. – 1996 – 23 нояб. с.16.
  19. Ксения Раз. С песней по жизни. Интервью с Галиной Перштейн-Саликовой.// 3,5. Еженедельное приложение к газете “Вести”. – 1998 – 3 дек. с.5.
  20. И. Польстер, М. Польстер Интегрированная гештальт-терапия.

 

Maxim's Home page

Часть 1.

Maxim's GALLERY

Karakouts's Home page

 

Hosted by uCoz