Designed & Programmed

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПОВТОР-НАПЕВАНИЯ.

 

“Мы стали панически бояться боли и страдания. Мы избегаем всего, что не доставляет нам удовольствия, что неприятно. Мы бежим от любой фрустрации, от всего, что может быть болезненным, и ищем обходных путей. В результате, мы лишаемся развития”. (Ф. Перлз)

 

Цель метода повтор-напевания – достижение катарсиса, воспринимаемое человеком как чувство радости, облегчения, раскрепощения и осознание ранее неосознаваемых аспектов и взаимосвязей собственной психической жизни.

Задача метода – найти музыкальный мотив, соответствующий эмоционально заряженной фразе, почувствовать когнитивную связь с напряженной областью организма, повторить - пропеть фразу до достижения катарсиса, осознания, снять мышечное и эмоциональное напряжение.

 

Г. Б. Саликова в статье “С песней по жизни” рекомендует применение метода повтор-напевания следующим образом: “Необходимо петь мыслеформы - аффирмации, не думая о содержании, переставляя слова и даже слоги, петь, пока фраза не утратит весь негативный эмоциональный заряд, потеряв старый смысл, но обретя новый, не вызовет улыбку или даже смех. Только тогда можно прекратить напевание этой аффирмации и перейти к следующей.”

Механизм воздействия напевания мыслеформ (“автоматических мыслей”) очень близок к медитативному (meditor – лат. размышлять, обдумывать). Это следствие долговременной концентрации на одном объекте. Человек без усилий может удерживать свое внимание на одном объекте пять секунд. Но если человек станет прилагать усилия к удержанию концентрации, то возникнет напряжение и внимание рассеется. Пение, в основе которого лежит некий выбранный музыкальный ритм, помогает поддерживать состояние концентрации достаточно долго, не вызывая напряжение в организме. Дыхание ровное и легкое, соответствующее ритму, будет поддерживаться столь долго, сколько времени мы будем продолжать пение данной мыслеформы.

Практически для применения метода повтор-напевания встаньте перед зеркалом, (зеркало добавит видеоряд, что облегчит осознание). Поза свободна, тело расслаблено. Посмотрите на себя внимательно в зеркало, о чем вы подумали? Эту мысль начинайте петь на любой мотив. Возможно, ваша мысль ляжет на мелодию современного шлягера, а может и на незнакомый мотив, значения это не имеет, доверьтесь своей фантазии.

Начав петь мыслеформу, доминирующую в вашем сегодняшнем настроении, вы услышите насколько скучно и невыразительно звучит ваш голос. Даже не обладая музыкальным слухом, вы услышите, что на некоторые ноты, свойственные данной мелодии, вы просто не попадаете. Потанцуйте в такт своей песне, пусть тело движется, этим вы поможете себе прочувствовать область мышечного напряжения. Посмотрите на себя в зеркало, движения ваши однообразны и не эстетичны. Лицо напряжено и некрасиво.

Уместное желание, когда вы прочувствовали свою не гармоничность, немедленно прекратить это занятие. Что ж, на этом можно было бы и закончить, но вы достигли первой стадии в осознании своего “Я” - сопротивления. Продолжайте петь.

Постепенно ваши движения становятся более четкими, словами традиционного танца - вы повторяете не более одного “па”. Темп движения нарастает настолько, что тело начинает вибрировать в движениях того же “па”.

Вибрация порождает зевание. Чем больший эмоциональный заряд несет мыслеформа, тем глубже и дольше вы будете зевать. С зеванием высвобождается энергия, связанная мышечным напряжением.

Далее, сквозь мелодию вы услышите новую интонацию, это уже не скука, а интонация эмоции, с которой чаще всего произносится эта фраза, или же эмоции, которую эта фраза в вас, как правило, вызывает. Ваше сознание как бы слегка раздваивается (состояние амбивалентности): с одной стороны вы поете и ощущаете в своем голосе, теле, движении негативные эмоции, присущие данной мыслеформе, а с другой стороны – любопытство, потому что это похоже на новую игру. Вы напеваете свою мысль, а на отражении лица в зеркале вы видите, что в движение пришли практически все мышцы, движения пританцовывающего тела ярко выражены. Слова вы стали произносить, не как вы обычно их произносите, а с какой-то несвойственной вам растяжкой.

Что-то это вам напоминает? Правильно, именно так говорила вам ваша няня много лет тому назад (за мимикой, жестами, интонацией всегда встает лицо человека, близкого вам в детстве). Мелодия вашей песни стала знакомой, ее вы часто слышали в детстве. И вот уже память нарисовала, о чем приблизительно тогда шла речь, к чему, собственно, тогда относились эти слова, откуда в них взялся эмоциональный заряд, с которым вы начали работать-петь. Произошло ОСОЗНАНИЕ.

Такое мягкое, игровое прикосновение к детству вызывает улыбку, радость, и песня ваша стала чистой, красивой, а движения тела гармоничными. Душевное состояние приподнятое, настроение отличное, от негативных былых эмоций не осталось и следа.

Если же в вашей жизни данная мыслеформа была основой не одного стресса, то, осознав один момент, вы почувствуете, что мелодия и ритм поменялись, изменились движения и интонация, далее все произойдет по вышеописанной схеме. Пользуясь терминологией дианетики, вы будете двигаться по траку времени вглубь (в идеале до момента зачатия), пока не доберетесь до первой инграммы – бейсик-бейсик. По ходу движения по траку времени каждая эмоционально наполненная фраза, точно совпадающая с мыслеформой, с которой вы начали работать, или созвучная, близкая ей, будет вызывать новый мотив, новые ощущения. Однако пока вы не дойдете до бейсик-бейсик, катарсис не наступит. Опыт показывает, что дольше всего приходится работать с “расхожими” фразами, которые индивидуум часто употребляет в прямом и переносном смыслах. Можно сказать, что чем больше переносных значений человек вкладывает в слово или фразу, тем дольше придется с ней работать по методу повтор-напевания. А по окончании к чувству радости и облегчения прибавится и удивление от осознания истинного смысла этой фразы или слова.

Проработав, таким образом, превалирующие мыслеформы, вы избавитесь от того эмоционального заряда, которые они привносили в вашу жизнь. Столкнувшись в жизни вновь с типичной ситуацией, вы увидите, что в вас отсутствует привычная невротическая реакция, и вы в состоянии выбрать, как вам лучше поступить.

Метод повтор-напевания в применении прост, не требует дополнительной подготовки или специальных знаний, для психически здоровых людей он практически универсален. Применение этого метода поможет поднять настроение, избавиться от невротических реакций, соматических болей.

Петь это так просто и полезно.

 

Таким вот необычным образом решена одна из задач психотерапии в ее психологическом аспекте – достижение катарсиса. Более того, ценность предложенной методики в том, что использование ее не требует присутствия специалиста-психолога, отпадает необходимость на данном этапе в индивидуальной или групповой терапии.

Однако применение метода повтор-напевания накладывает и определенные ограничения: необходимым условием является наличие достаточно хорошего контакта с ощущениями тела, человек должен чувствовать самого себя. Невозможно применение предложенного метода в случае психических расстройств, когда такой контакт нарушен. Можно рекомендовать метод повтор-напевания при невротических реакциях, а также для саморегуляции и психокоррекции.

 

По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы:

  1. Метод повтор-напевания, родившийся на основе инстинктивного мировосприятия, не противоречит современным знаниям о свойствах психики человека и средствах воздействия на нее.
  2. Напевание мыслеформ способствует ускорению осознания.
  3. Метод повтор-напевания может применяться как средство саморегуляции и психокоррекции.
  4. Наиболее эффективно применение метода непосредственно после стресса или в ходе ситуаций, вызывающих раздражение, озлобление и другие подобные, негативные эмоции.
  5. Применение метода в психотерапии возможно при работе с невротическими реакциями. При более серьезных психологических расстройствах для достижения осознания необходимо коррелировать повтор-напевания с другими известными методами психотерапии.
  6. Применение метода возможно в индивидуальном порядке, а также при работе с психологом.

 

Maxim's Home page

Часть 4.

Maxim's GALLERY

Karakouts's Home page

 

Hosted by uCoz