Designed & Programmed

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДА ПОВТОР-НАПЕВАНИЯ.

 

"Каковы бы ни были экзистенциальные потребности человека, тот факт, что он пришел на терапию, является признанием, что он не может их удовлетворить". (Ф. Перлз)

Вышеизложенный метод Г. Б. Саликовой, метод повтор-напевания, включает в себя следующие ключевые моменты:

  1. Мысль, несущая в себе отрицательный эмоциональный заряд, когнитивно связана с мышечным напряжением, образуя замкнутую цепь.
  2. Музыкальное повторение фразы из “цепи” снимает с нее отрицательный эмоциональный заряд.

 

Вопрос когнитивной связи между фразами и мышечным напряжением подробно рассматривал А. Лоуэн. В основу своей теории он положил психоанализ З. Фрейда, однако, в отличие от Фрейда, Лоуэн не стал игнорировать проявление телесных реакций при неврозах.

“Концепция Эго является фундаментальной для понимания психоанализа. Сам Фрейд давал прекрасное описание Эго: “… в каждом человеке существуют последовательно организованные душевные процессы, которые мы и назовем его Эго. Эго включает в себя сознание и контролирует подвижность, т.е. способность разряжать внутреннее напряжение во внешний мир; именно эта часть разума управляет всеми происходящими в нем процессами и ночью погружается в сон, даже если притом и продолжает подвергать цензуре сновидения”. Снижению активности сопутствует общее снижение возбуждения в организме, одним из результатов чего является притупление, или пригасание, Эго.

Эго управляет подвижностью и в своих пределах может высвободить действие или, наоборот, придержать его, пока условия не станут более подходящими. Оно может затормозить действие и даже вовсе подавить его вне нашего сознания. Эго подобно свету, который зажигается и снаружи и внутри. Снаружи оно с помощью чувств исследует окружающий мир, а внутри – включает в себя набор сигналов, управляющих идущими наружу побуждениями. Кроме того, оно способно согласовывать эти побуждения с реальностью.

“От Эго проистекает также подавление, с помощью которого оно делает попытку отсечь некоторые умонастроения не только от сознания, но и от любых других форм их проявления и реализации”. Сопротивление, выказываемое пациентом при анализе, может быть ничем иным, как очевидным выражением красного света подавленной эмоции. Эго может включать в себя только те элементы бессознательного – страхи, импульсы, ощущения, - которые были в сознании, но оказались подавленными.

Фрейд утверждал, что топографически Эго располагается на поверхности психического аппарата, где находится в непосредственной близости к внешнему миру. Такая позиция отвечает требованиям функции восприятия. Эго освещает и воспринимает внешнюю реальность, одновременно осознавая реальность внутреннюю: потребности, импульсы и страхи – другими словами, все впечатления организма. “Ощущения и чувства осознаются только по достижении ими перцептивной системы; если же на их пути возникает препятствие, то в сознание проникает лишь незначительная их часть – неопределенный элемент”.

“Эго не так уж резко разграничено с Ид, куда проникает нижняя часть Эго. На Эго лежит задача передачи воздействия внешнего мира для поддержки Ид в его тенденциях и стараниях заменить принцип реальности принципом наслаждения, который и властвует в Ид. В Эго восприятие играет ту роль, которую Ид перекладывает на инстинкт”.

Что же, собственно, является объектом восприятия? Объектом восприятия является движение – движение организма, которое может быть, а может и не быть перемещением в пространстве. Движение предшествует восприятию. Все чувства, все восприятия зависят от движения.

Эго выполняет функцию цензора наших действий. Она определяет, каким побуждениям можно дать выразиться, а какие следует подавить. Но Суперэго, относясь к категории психических явлений, через мышечный аппарат контролирует побуждения. Запреты, вводимые Суперэго, бессознательны и ничего общего не имеют с реальностью конкретной ситуации. Они представляют собой ограничение подвижности, над которой Эго власти не имеет. Механизм, с помощью которого Суперэго осуществляет свой контроль, - тоже мышечная система. Но мышцы, подчиняющиеся запретам Суперэго, хронически напряжены, зажаты и отстранены от восприятия, так что человек даже не осознает, что эта часть его мышечной системы в некотором роде бездействует.

Каждой фразе, несущей фрустрирующие компоненты, соответствует некоторое слабо контролируемое “мышечное напряжение, поддерживающее защиту Эго и в то же время, защищающее человека от нижних слоев подавленных чувств, которые он не отваживается лечить”. (А. Лоуэн)

Внутреннее напряжение очень индивидуально, и человек, прожив с ним многие годы, не чувствует его, он к нему привык. Напряжение становится барьером между нормальным функционированием клетки, органа, организма – производителем энергии – и внешним миром, а также нарушает свободное течение энергии внутри самого организма. Нет контакта, контакта с самим собой.

Откуда возникает внутреннее напряжение, каков его механизм?

А. Лоуэн представляет это так: “Мы представим организм человека как круг с центром или ядром. Импульсы, возникающие в центре, или ядре, в виде энергии, пульсируют наружу, как волны к периферии круга, когда организм взаимодействует с окружающим. В это же время стимулы внешнего мира приходят в столкновение с организмом, который реагирует на некоторые из них.

Этот рисунок напоминает одноклеточный организм, заключенный в специальную полупроницаемую мембрану, представленную на рисунке кругом. Человеческий организм начинает жить как одна клетка, и хотя эта клетка астрономически множится и создает целого человека, последний в своей энергетической целостности сохраняет функциональную идентичность с одной клеткой, из которой он произошел. Живая мембрана окружает каждый организм, создавая его индивидуальность, отгораживая от мира. Но мембрана не является стеной; она избирательно проницаема и допускает обмен зарядом между человеком и миром.

В здоровом состоянии человек ощущает связь между своим центром и внешним миром. Импульсы из его пульсирующего центра (сердца) текут в мир, а события внешнего мира достигают и касаются его сердца. Как ответственное существо он ощущает единство с миром и космосом. Он не просто достигает этого механическим путем, как должно быть по теории условного поведения, а реагирует чувством сердца и уникальностью индивидуума. Но как только он осознает свою индивидуальность, то также уверен, что его реагирование и спонтанные действия повлияют на мир и на людей в своей основе, и он может взять на себя ответственность за свои действия, потому что действует первопричинность: если я говорю или делаю что-либо, что ранит тебя, то я должен нести ответственность за боль, которую причинил тебе.

Эта нормальная ситуация нарушается, когда человек, по описанию Райха, становится "закованным в броню". В следующей диаграмме эта броня представлена волнистой

линией под поверхностью, или мембраной, организма. В результате броня отрезает чувства в центре от ощущений периферии. При этом она разделяет единство организма и действительное единство его взаимоотношений с миром. Теперь у него имеются внутренние чувства и внешнее реагирование, внутренний мир и внешний мир, с которым он идентифицируется, но из-за расщепления эти миры разъединены. Броня похожа на стену, и человек может быть по одну или по другую, но не с обеих сторон одновременно”.

Находясь во внутреннем мире, - мистическое мировосприятие - человек игнорирует влияние внешнего мира, опасаясь утратить контакт со своим центром. Реальные события и объекты внешнего мира отторгаются, поскольку несут в себе угрозу целостности внутреннего состояния. Утратив ощущение единства с миром и космосом, мистик выстраивает "вселенную" внутри себя.

Человек, находящийся по другую сторону стены, утрачивает связь со своим центром. Не ощущая себя, своего "Я", он рассматривает внешней мир как череду событий, поскольку не чувствует причинно-следственных связей между своим сознанием и космосом.

Нельзя решить этот конфликт, единственный способ - это сломать стену, удалить броню или высвободить напряжение посредством постепенного осознания из чего и для чего эта стена.

Защитная роль брони как психическая, так и соматическая, в настоящем времени, несет функцию охраны человека от тревоги. Страх - активная действующая сила, у которой нет психического уточнения, может стать выражением любого накопленного напряжения. Наиболее сильная тревога ассоциируется с нарушениями в функционировании сердца и затруднении дыхания. Страх от германского корня Angst означает "удушье в тесноте". Теснота может относиться к родовому каналу, через который проходит каждый из нас на пути к самостоятельному существованию, а также к шее - узкому соединению между головой и остальным телом, через которое воздух проходит в легкие и кровь течет в голову.

Лоуэн пишет: "Удушье всегда сопровождается чувством страха… Подобный набор мышечного напряжения, сосредоточенный в диафрагме и около талии, может мешать дыханию, ограничивая движение диафрагмы. Диафрагма является основной дыхательной мышцей, и ее работа сильно зависит от эмоционального стресса. Она реагирует на стресс сокращением. Если оно становится хроническим, создается предрасположенность к страху". Таким образом, напряжение определенных групп мышц рождает страх, а эмоция страха заставляет эти мышцы напрягаться.

Но не только страх вызывает напряжение мышц, каждой эмоции соответствует напряжение определенной группы мышц: улыбка, смех отождествляются с радостью, сжатые кулаки, наклоненная голова, напряженная шея - с агрессией и т.п. Наряду с общими реакциями, у каждого человека имеются индивидуальные напряжения различных групп мышц, когнитивно закрепленных за определенными эмоциями индивидуума.

Однако организм человека невозможно рассматривать как механический набор мышц, напряжение одной группы неизменно повлечет за собой изменения во всем организме, вызвав нарушение в энергетической структуре человека.

Заметнее всего эти нарушения будут в узких местах: на шее и на талии. Поэтому накопление любого напряжения станет источником нарушения дыхания, а это, в свою очередь, приведет к искажению эмоциональной насыщенности речи человека.

Речь является функцией контакта и имеет два измерения: голос и язык.

Человеческий голос часто воспринимается как музыка, как прототип выразительного средства. Когда музыканту говорят, что его инструмент достиг выразительности человеческого голоса, он воспринимает это как высшую похвалу. В актерском ремесле голос едва ли не главное средство выразительности.

Все эти возможности, так или иначе, присутствуют в любой коммуникации.

“Ларри был подавлен, Его голос звучал необыкновенно тускло, но он даже не подозревал, насколько невыразительно его звучание. Я попросил его произносить слова нараспев, как в оперетте. Эта просьба развеселила Ларри. Когда он впервые пропел ответ на мой вопрос, его лицо просветлело, словно он заново родился. Ларри работал со своим голосом в течение всей сессии и в результате научился говорить так же выразительно и разнообразно, как и петь. Теперь он мог сравнить свой прежний невыразительный голос с новыми живыми интонациями. Но, увы, эффект через некоторое время исчез, и Ларри снова вернулся к своей прежней монотонности. Он был поражен и захотел снова оживить свой голос. Ларри сидел, низко опустив голову, и я попросил его сделать глубокий вздох и опустить голову еще ниже. Вздох перешел в стон. Пока Ларри продолжал стонать, его голос становился все глубже и глубже, и он почувствовал, как его голос воссоединяется с телом. Он снова мог говорить с живыми интонациям”.

Ларри с его монотонным голосом нужно было выть, кричать, плакать, кривляться, шептать, – то есть вытянуть наружу все незавершенные интонации голоса, которые дремали в нем до поры". (И.Польстер)

Речь можно отнести к одному из вариантов дыхания. Она, в свою очередь, может быть важным фактором восстановления центральной роли дыхания как источника этой функции. Люди произносят слова при поддержке дыхания или мускулатуры. Они могут говорить на волне выдыхаемого воздуха или издавать звуки с помощью мускульных усилий голосовых связок. Если сделать вдох и полностью использовать его для произнесения звука, голос будет звучать слишком сильно. Конструкция голосовых связок не создана для такой тяжелой работы - она свободна для вибрации и резонанса. Когда голосовой аппарат делает не свою работу, голос становится резким, напряженным, в нем появляются металлические нотки. Если в процессе работы люди начинают понимать, как им помогает дыхание, они бывают сильно поражены теми изменениями, которые происходят с их голосом.

В. Морозов, профессор, заведующий лабораторией невербальной коммуникации Института психологии РАН, пишет: "Интонации, отражающие психологические черты, так же индивидуальны, как узоры на пальцах. Мозговые центры, ответственные за восприятие эмоциональной окраски речи человека, начинают работать чуть ли не с рождения. Дети безошибочно точно делят людей на плохих и хороших.… У доброго человека звуки голоса гармоничны. Зло, гнев выражаются в дисгармонии интонаций". Можно предположить, что не только зло, накопление любого напряжения вызовет дисгармонию в эмоциональной окраске речи человека.

Речь человека, интонации, с которой произносятся слова, становятся средством диагностики психологического состояния человека.

Самовыражение - это настоящий творческий акт. Но порой слова для разных людей означают разное, да и для одного человека в разных контекстах могут иметь неодинаковый смысл. Слово может стать событием, которое вызывает к жизни удивительные ассоциации, воспоминания, желания, мечты. Каждое подлинное слово имеет свой собственный уникальный смысл.

Р. С. Немов пишет: "Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует. В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Одно из них - осмысленность представляемого, или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой. Сознание почти всегда связано с употреблением для обозначения осознаваемого слов-понятий, которые, по определению, содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов. Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп таких явлений - ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. Оговорки представляют собой бессознательно детерминированные артикуляционные действия, связанные с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. Такие искажения, особенно их смысловой характер, неслучайны. З. Фрейд утверждал, что в них проявляются скрытые от сознания личности мотивы, мысли, переживания. Оговорки возникают из столкновения бессознательных намерений человека, других его побуждений с сознательно поставленной целью поведения, которая находится в противоречии со скрытым мотивом. Когда подсознательное побеждает сознательное, то возникает оговорка".

Дисгармония интонаций, по сути, влияние бессознательного на осознанные конструктивы речи человека.

На человека давят невротические реакции, корни этих реакций находятся в недавнем или далеком прошлом. Есть ли возможность справиться с ними, не прибегая к ежесекундной помощи специалиста - психолога?

"Мы исследуем структуру, в которой мы более всего заинтересованы, - это структура нашего жизненного сценария. Это структура, ее называют кармой или судьбой, - часто проникнута самоистязанием, бесплодными играми, стремлениям к достижениям, и так далее. Мы хотим реорганизовать наш жизненный сценарий". (Ф. Перлз)

Психоанализ мне интересен тем, что в качестве терапии предложил метод свободных ассоциаций, ключевую роль в котором играет перенос и контр перенос. Это дает клиенту возможность говорить свободно и обо всем без ограничений и прерываний. Постепенно ассоциации локализуются вокруг некоего детского события, к которому клиент будет возвращаться вновь и вновь, пока не воспримет психоаналитика как ключевую фигуру детского события. Состоялся перенос. Если психоаналитик справился с отведенной ему ролью в детском событии клиента, возникает контр перенос. Происходит осознание, что превалирующие в неврозе эмоции были закреплены малозначащим детским происшествием, страх прожит и больше не несет в себе эмоционального заряда. Вкратце, терапию психоанализа можно представить схемой:

Длительное проговаривание - перенос - контр перенос - осознание.

Отдельное знание исходных причин не снимает эмоциональный заряд. Клиент может знать, что суть его проблемы - Эдипов комплекс и переходить от одного психоаналитика к другому, не приближаясь к осознанию и не освобождаясь от давления эмоционального заряда проблемы. По большому счету, клиенту все равно какими словами специалисты будут называть первопричину его проблем. Здесь и сейчас есть нечто, что мешает ему жить и с чем он хочет расстаться как можно скорее. От старого дома избавляются с помощью маклера по недвижимости. От негатива в эмоциональной сфере - с помощью психолога. Только в параллели с недвижимостью, "дом" этот оказывается серьезно завален всевозможным "хламом" и потребуется немало времени и труда, чтобы добраться собственно до объекта. Невозможно проработать причину невроза, не осознав ряд событий и фактов, лежащих по времени гораздо ближе к сегодняшнему дню, но имеющих непосредственную смысловую и эмоциональную связь и с детским событием и с сегодняшним состоянием клиента.

"Между уровнями мышления и действия существует промежуточная стадия, стадия игры. Обретя переживание самого себя на трех уровнях - фантазирования, игры и действия, - пациент начинает лучше понимать самого себя. Тогда психотерапия превращается из раскопок прошлого, - в поисках вытеснения, эдиповых конфликтов и первичных сцен, - в опыт жизни в настоящем". "Сейчас" - это интересное и трудное понятие. Если стремитесь схватить настоящее, оно тут же уходит". (Ф. Перлз)

А. Лоуэн писал: “Давайте поближе взглянем на эту “навязчивую потребность повторения”, поскольку, как ни странно, ее можно представить одним из аспектов действия принципа наслаждения. Всем известно, что живые существа испытывают желание повторить некоторые свои действия. Тут же приходит на ум еда, сон, сексуальная активность и пр. По большей части повторение этих действий основывается на неких насущных потребностях, неудовлетворение которых вызывает напряжение в организме. Конечная цель действия – это напряжение снять, а снятие напряжения, расслабление воспринимается нами как наслаждение, независимо от того, что мы делаем: едим, спим, совершаем половой акт и т.д. Повторяться могут и другие действия, даже если наслаждение ощущается далеко не сразу, но наше чувство реальности говорит нам, что эти действия к наслаждению приведут”.

 

Подобные утверждения, что повторение в расслабленном состоянии способствует изменению установок личности, встречаются и у других авторов методик по само регуляции и самосовершенствованию. “Проснувшись, прочитай списки в позитивной, полной форме. Прочитай каждый из них, если это возможно, вслух. Если такой возможности нет, двигай губами, (это придает ежедневным отчетам некие физические формы)”. (Д. Карбо).

Р. Хаббард строит на повторении отдельных фраз или слов один из терапевтических приемов - метод репитера. "Это повторение какой-либо фразы или слова, которое опять и опять направляет пациента назад по траку времени к контакту с инграммой, которая содержит эту фразу или слово; необходимость в этом повторении возникает тогда, когда одитор обнаруживает, что пациент, по его мнению, "не может никуда пробиться". Одитор должен настаивать на медленном повторении фраз пациентом. Если реактивный банк не реагирует на фразу, он сможет, возможно, среагировать на одиночное слово. Повторение одного слова может привести к тому, что проявляются ассоциации этого слова. Одиночные слова являются ключевыми для нахождения необходимых фраз в методе репитера. Инграммы с одинаковыми или подобными фразами составляют цепь инграмм (в которых, по существу, инциденты похожи). В каждой такой цепи самая первая инграмма (бейсик) держит остальные инграммы. Если в какой-либо инграмме определенная фраза или слово не сокращается, это значит, что в более ранней инграмме определенная фраза (или слово) и нужно отправляться на поиски этой инграммы, чтобы сократить эту фразу". Если же стереть инграмму не удается, использование метода репитера позволяет снизить эмоциональный заряд фразы или слова".

 

Как объяснить, что повторение способствует снижению напряжения?

“Клинические наблюдения навязчивой потребности повторения основаны на явлении переноса у невротиков. Я ежедневно наблюдаю у части своих пациентов стремление “повторять в переносе все нежелательные ситуации и болезненные эмоции и с большой изобретательностью оживлять их”. Это особенно верно для мазохистского характера…. Позвольте привести аналогию.

Если нажать на поверхность резинового мячика, то на упругой поверхности не останется вмятины. При этом поверхность мячика выполняет действие, прямо противоположное первоначальному вдавливанию, то есть выпрямляется. Не колеблясь, могу утверждать: навязчивая потребность повторений подчинятся тому же энергетическому закону, что и мячик. Живое существо и мячик следуют законам поверхностного натяжения, задаваемого внутренним давлением или зарядом энергии. Для детского Эго травматический опыт – обида, сравнимая по действию с давлением на мячик. Когда “давление” устраняется, Эго начинает пытаться пережить опыт заново, уже само выполняя действие, повторяющее исходное, но в обратном направлении. И если ребенку не удается активным образом отреагировать на свой травматический опыт, то потому лишь, что детская энергетическая система не испускает достаточного количества энергии. Эго частично разрушается, и ситуация начинает напоминать поверхностное натяжение в частично сдутом шарике”. (А. Лоуэн)

Навязчивую потребность повторения, в свете вышеизложенного, можно использовать не только при диагностике, но и в ходе терапии.

По Фрейду реализации желаний Ид препятствует Эго и Супер-Эго. Н.И. Козлов называет конгломерат Эго и Супер-Эго – Ум. “Самому пытаться преодолеть свой Ум – примерно то же, что поручить бюрократу бороться с собственной бюрократией”. Оральная, анальная, фаллическая фазы, а иными словами, детство, учат человека жить. Родившийся человек наделен безусловными рефлексами, но приспосабливается он к окружающей среде, нарабатывая свой комплекс условных рефлексов, жестко закрепляя причинно- следственные связи в своем чистом сознании. Позднее, причины стираются из памяти, а рефлексы сохраняются на долгие годы, неся в себе и положительный и отрицательный опыт детства. “Критически настроенный Ум – это колпак. Он хорошо защищает сознание от несанкционированных вливаний, и положение пытающихся наполнить его новым содержанием было бы совершенно безнадежно, если бы не Гигроскопические процессы. Действительно, ведь нужное можно не заливать, а ВПИТЫВАТЬ. А для этого, например, просто петь – все время петь – мантры, беспрерывно – или хотя бы регулярно – читать молитвы, без напряжения раз за разом повторять – формулы самовнушения. И чем расслабленнее, чем сноподобнее, тоньше и прозрачнее сознание, тем легче новая вера ПРОСАЧИВАЕТСЯ под колпак”. (Н. И. Козлов)

Таким образом, с одной стороны повторение – проговаривание фрустрирующих эпизодов прошлого помогает прийти к осознанию детского опыта – потенциального источника неврозов, - а с другой стороны повторение – напевание позволяет ввести в жизненный сценарий новые позитивные жизненные установки.

 

Рассмотрим влияние на организм человека музыкальной составляющей метода повтор-напевания.

Многие процессы организма имеют волновую структуру с четким периодом колебаний. Движение сердечной мышцы имеет достаточно четко выраженный период колебаний, в любом случае, изменения этого периода прогнозируемо. Дыхание задает частоту обменных процессов во всем организме, поскольку для функционирования любой клетки необходим кислород. Если суммировать все волнообразные процессы организма, мы приходим к следующему выводу: Биоэнергетика человеческого организма не статична, она имеет волнообразный колебательный характер. Но частота колебаний биополя человека не является константой, многие факторы влияют на ее изменение. Рассмотрим их.

Движения не зажатых мышц красивы и гармоничны. “Плавное движение отражает позитивное интимно-чувственное восприятие и бессознательную проекцию актуализированных аффектных фрагментов памяти”. (В.Никитин) Клетки такой мышцы не задерживают внутри себя шлаки, поскольку мембрана такой клетки имеет хорошую прозрачность и проницаемость.

В напряженной же мышце мембрана имеет плотную структуру. “Напряжение как физическое понятие подразумевает состояние натянутости по отношению к приложенной силе. В одноклеточном существе это можно представить как результат внутреннего давления, направленного к эластичной мембране. У людей напряжение возникает аналогичным образом. Поверхностное натяжение (напряжение) может возрастать в результате сокращения эластичной поверхности мембраны или при увеличении внутренней силы или заряда. Падает же напряжение в результате уменьшения внутренней силы или же при расширении мембраны. Именно для живого существа характерна способность адаптировать возрастающий внутренний заряд посредством расширения поверхностной мембраны. Расширение, в отличие от растягивания, уменьшает поверхностное напряжение”. (А. Лоуэн)

Цитоплазма напряженной клетки постепенно насыщается шлаками, меняется ее структура, химический состав. Период колебаний такой клетки изменяется. Теперь она не может попасть в резонанс с колебанием всего организма, а это, в свою очередь, затрудняет обменные внутриклеточные процессы. Идет постепенное нарастание напряжения внутри клетки, мышцы, всего организма. “Импульсивное движение возникает как потребность в отреагировании репродуктивных эффектов невротического содержания и помогает снять специфические мышечные напряжения, выполняющие роль защитных механизмов.” (В. Никитин)

Но на организм человека из окружающей среды также постоянно воздействуют волновые процессы. Они тоже цикличны, и волновые процессы человеческого организма находятся в строгом соответствии с ними. Для нормального функционирования организм должен находиться в резонансе с внешними колебаниями. Для клеток, имеющих отклонение по частоте колебаний от всего организма, потребуется некая другая частота резонанса. Если в силу каких-либо причин такая частоты резонанса не обнаружится, клетка погибнет от зашлакованности, поскольку процесс метаболизма в ней на частоте всего организма затруднен. Если же необходимая частота резонанса для напряженной клетки будет найдена, поры мембраны расширятся до величина, достаточной для выведения накопленных шлаков, напряжение будет снято. Расслабление воспринимается как наслаждение. “Расширение живой мембраны – активный процесс, являющийся результатом движения флюидов от заряженного тела к поверхности и увеличения поверхностного заряда. Таким образом, расширение живой мембраны соответствует уменьшению поверхностного натяжения и увеличению поверхностного заряда, сужение – наоборот, увеличению поверхностного натяжения и уменьшению поверхностного заряда”.(А. Лоуэн)

Самый известный и распространенный внешний волновой процесс – это звук, музыка. Подбирая музыкальные звуки, можно найти резонансное звучание для некоторой напряженной группы мышц. Для невротических расстройств музыкотерапия – лечебное средство.

“Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. Первые попытки научного объяснения этого феномена относятся к XVII в., а широкие экспериментальные исследования – к XIX в. Большое значение музыке в системе лечения психически больных придавали С. С. Корсаков, В. М. Бехтерев и другие известные русские ученые.

Выделяют 4 основных направления лечебного действия музыкотерапии: эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии; развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей); регулирующее влияние на психовегетативные процессы; повышение эстетических потребностей. В качестве механизмов лечебного действия музыкотерапии указывают: катарсис, эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания собственных переживаний, конфронтацию с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок.

Музыкотерапия существует в двух основных формах: активной и рецептивной. Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов. Рецептивная музыкотерапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. В свою очередь рецептивная музыкотерапия существует в трех формах: коммуникативной (совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов взаимопонимания и доверия), реактивной (направленной на достижение катарсиса) и регулятивной (способствующей снижению нервно-психического напряжения)”. (Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б. Д. Карвасарского)

Напевание или пение, как вид активной музыкотерапии, приводит к “отреагированию”, уменьшению аффективного напряжения и чувству облегчения. “По Атанасову катарсис, с позиций учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности – это физиологический (соответственно патофизиологический) процесс снижения и нормализации возбуждения в патодинамической структуре инертного сверхвозбуждения, возникающего под действием психотравмы. Оно может быть предметом исследования как нормальной, так и патологической физиологии. В первом случае это касается незначительных психотравм, почти ежедневно переживаемых, но не вызывающих невроза. Сверхвозбуждение функциональной структуры быстро выравнивается и исчезает. Этот ежедневный катарсис – явление осознанное и хорошо известное. Сверхсильный для отдельных индивидов раздражитель патодинамических очагов с высшим инертным возбуждением, которые сохраняются длительное время и являются предметом патофизиологии. Не все в процессе снижения возбуждения может быть осознано, к тому же не все осознанное адекватно”. “Механизм действия катарсиса состоит в освобождении от неотреагированных эмоций при отсутствии негативных последствий, имевших место в реальности. Катарсис успешен, когда тревога, связанная с восстановлением контакта с ситуацией, подавляется другими позитивными эмоциями в психотерапевтических условиях, чувством защищенности и безопасности”. (Психотерапевтическая энциклопедия.)

Музыка – лечебное средство для напряженной клетки, мышцы, органа, и кроме этого, волнообразно влияет на биоэнергетику человека. Лоуэн писал: “И вот как-то раз, слушая Шопена, я вдруг ощутил движение энергии вверх по передней стороне тела. Нельзя не признать – музыка Шопена эмоциональна. Самое точное слово, описывающее вызываемые эмоции, - желание. Желание очень сильное, почти переходящее в тоску. В его музыке ощущается чувство, так и не нашедшее удовлетворения; кажется будто чувство клокочет в горле. Вскоре я понял, что желания полна любая музыка. При пении можно ощутить движение чувства вверх, от диафрагмы к голове. Есть и другие формы выражения, при которых импульс поднимается вверх для воплощения в голосе. К ним относятся и смех, и плач, и обычная речь. Голосовое выражение песней ли, речью, плачем или смехом является одним из средств достижения контакта с другими…

В музыке желание – главное для мелодии. Имеется и еще компонент – ритм. Мелодия взмывает, как птичка, вверх, а ритм остается привязанным к земле и находит естественную среду в движении ног. В основе ритма лежит сильная пульсация, и по этой причине он связан со всеми прочими энергетическими разрядками. Особенно ярко это проявляется в танце: верхняя половина тела следует мелодии, а нижняя – ритму. Изучая искусство танца, я пришел к выводу, что в его основе лежит чувство радости. Если выражение “плясать от радости” верно, то вполне справедливо и обратное: если человек пляшет – это радость”.

На основе этих выводов построена танцевальная терапия.

Танцевальная терапия ведет начало от творческого танца. Танец в терапии - в отличие от танца-представления - использует относительно неструктурированные двигательные формы и спонтанно освобождающиеся чувства.

Целями танцевальной терапии являются: расширение сферы осознания собственного тела; развитие положительного образа тела, социальных умений; исследование чувств и создание глубокого группового опыта. Фундаментальными для танцевальной терапии являются взаимоотношения между телом и разумом, спонтанными движениями и сознанием, а также убежденность в том, что движение отражает личность.

На большинство подходов танцевальной терапии повлияла психоаналитическая теория. Техника "теле-эго" Сэлкина использует целенаправленное физическое движение для усиления самоидентичности. Танцевально-двигательная терапия П. Бернстайна использует ритуал (символическую ролевую игру) и воображение для исследования скрытых чувств и преодоления кризиса развития. Психомоторный тренинг Пессо не придает значения дисциплине танца, а делает акцент на выражении эмоций через движение.

Танцевальная терапия способствует переживанию необычных впечатлений и, таким образом, предоставляет участникам возможность опробовать новые способы поведения. Танцевальная терапия может быть средством исследования отчуждения, образа тела, самоутверждения и сексуальности. Исследование движения помогает участникам "перевести" чувства в действие, а действие - в понимание.

На основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

    1. Метод повтор-напевания не противоречит существующим теориям психотерапии, отталкиваясь от психоанализа в концепции взаимодействия Ид – Эго – Суперэго, закладывает в основу терапевтического воздействия биоэнерготерапию А. Лоуэна, а также рассматривает воздействие звука на организм человека с точки зрения волновой физики.
    2. Пропетое слово позволяет изменить когнитивно заложенный ритм его звучания. Поэтапно это приводит человека к осознанию когнитивного смысла этого слова.
    3. Дыхание за счет заложенного в музыке ритма не сбивается, оставаясь свободным и равномерным все время напевания.
    4. Область напряжения, когнитивно связанная со словом, за счет свободного дыхания наполняется кислородом, что приводит к быстрому окислению, а продукты метаболизма за счет раскрытия пор мембран легко выводятся из области напряжения.
    5. Смысл слова, за которым стоял отрицательный эмоциональный заряд, осознан, а мышечное напряжение снято.

 

Maxim's Home page

Часть 3.

Maxim's GALLERY

Karakouts's Home page

 

Hosted by uCoz